Ежегодное послание Президента Н. Назарбаева к народу Казахстана: «КАЗАХСТАН В НОВОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: РОСТ, РЕФОРМЫ, РАЗВИТИЕ»

Ежегодное послание Президента Н. Назарбаева к народу Казахстана: «КАЗАХСТАН В НОВОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: РОСТ, РЕФОРМЫ, РАЗВИТИЕ»

30 ноября 2015 года Президент Н. Назарбаев выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана. Тема Послания в этом году: «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие».

Президент указал на то, что мир меняется, наступает другая эпоха, новая глобальная реальность с иными возможностями и рисками. На экономику Казахстана негативно влияет ряд внешних факторов, вызванных обвалом на мировых рынках. Необходимо видеть все вызовы развития мира.

I. Четыре вызова новой глобальной реальности (www/akorda.kz)

1. Глобальный кризис имеет всеохватывающий характер. Нестабильны практически все мировые рынки (финансовый, углеводородный, металлов, продовольствия). Снижается спрос на экспортную продукцию.

2. Замедление экономического роста во всех экономиках мира. Постоянное снижение прогнозов по росту глобального ВВП с 2011 года. Международный валютный фонд 6 раз пересматривал прогнозные показатели, снизив их с 5 до 3%.

3. Сегодня нет нефтяных супердоходов.

4. Глобальная экономика испытывает давление политических факторов.

II. Семь шагов антикризисных возможностей Казахстана в условиях глобального кризиса (www/akorda.kz)

Разработаны и последовательно реализованы два Антикризисных плана. Казахстан впервые применяет упреждающую антикризисную стратегию.

1. Вторая пятилетка индустриально-инновационного развития — экономика, независимая от сырьевых ресурсов.

2. Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы Жол». Важный аспект антикризисных мер связан с переходом национальной валюты тенге к плавающему курсу.

3. Реализация Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации 5-ти институциональных реформ. Они начнут работать с 1 января 2016 года. Устраняются административные барьеры для малого и среднего предпринимательства, совершенствуются государственное управление, образование и здравоохранение. Все эти меры также придадут запас прочности государству, обществу, экономике.

4. Накоплен необходимый государственный фонд и золотовалютные резервы.

5. По поручению Президента разработаны варианты действий на случай снижения цен на нефть и до 30, и до 20 долларов за баррель.

6. Драйверами экономического роста в Казахстане становятся новые сектора экономики, создаваемые в рамках инновационной индустриализации.

7. Меняется экономическое поведение казахстанцев. Отмечается рост производительности труда, более чем на 60 процентов.

III. Главная антикризисная стратагема* (www/akorda.kz)

Главная антикризисная стратагема тождественна трем простым, но важным понятиям: рост, реформы, развитие.

1. РОСТ. Восстановить темпы роста экономики, которые обеспечат вхождение Казахстана в тридцатку наиболее развитых стран мира. Найти новые внутренние источники роста через раскрытие частной инициативы.

2. РЕФОРМЫ. Обеспечивают стабильность экономики, общества и государства. План нации «100 конкретных шагов». Более глубокое реформирование государственного и корпоративного менеджмента, финансового и фискального секторов.

3. РАЗВИТИЕ. Масштабное преобразование всех государственных, общественных и частных институтов на принципах Общества Всеобщего Труда, высокой социальной ответственности, адресной помощи наиболее уязвимым слоям населения.

_________________________________________________

* Стратагема, или стратегема (древнегреч. στρατήγημα — военная хитрость, кит. 計 палл. цзи) — хитроумный план, оригинальный путь к достижению военных, гражданских, политических, экономических или личных целей.

IV. Пять направлений антикризисных и структурных преобразований (www/akorda.kz)

Важнейшая задача – быстро стабилизировать финансовую систему, привести ее в соответствие с новой глобальной реальностью.

1. Отказ от практики бесконечного поддержания курса национальной валюты за счёт средств Национального фонда.

2. Стресс-тестирование* Национальным банком всех субъектов банковского сектора на предмет неработающих кредитов.

_____________________________________

* Стресс-тестирование — одна из форм тестирования, которая используется для определения устойчивости системы или юридического лица в условиях превышения пределов нормального функционирования.

3. Передача в 2016 году пенсионных активов под управление частных казахстанских или иностранных компаний.

4. Международный финансовый центр «Астана» станет региональным хабом в сфере исламского финансирования, приват-банкинга и перестрахования.

«Жить по средствам» – это наш проверенный принцип и правильная модель бюджетной политики, особенно в условиях влияния глобального кризиса.

1. Прекращение использования средств Национального фонда на текущие расходы.

2. Пересмотр всей системы государственных доходов и расходов, расширение доходной базы бюджета.

3. В 2017 году – введение 5% налога с продаж вместо нынешнего НДС.

4. Отмена всех неэффективных налоговых льгот.

5. Оптимизация налоговых режимов – три уровня: общий, патент для ИП (индивидуальный предприниматель), специальный налоговый режим для МСБ (малы и средний бизнес) и аграрного сектора.

6. С 1 января 2017 года – всеобщее декларирование доходов и расходов.

Сегодня важно максимально высвободить внутренние ресурсы для обеспечения стабильного экономического роста. Для этого необходимо использовать два эффективных инструмента – масштабную приватизацию и расширение конкуренции.

1. Снятие ограничений на приватизацию объектов госсектора*

____________________________________

* Государственный сектор экономики (госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. Включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики (государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли).

2. Разработка новой Программы приватизации, включение в нее всех организаций, находящихся в государственной собственности (в т. ч., входящих в «Самрук-Казына», «Байтерек» и «КазАгро»; после приватизации все три управляющих холдинга должны быть преобразованы в небольшие организации или ликвидированы).

3. Отмена преимущественных прав всех акционеров на приобретение отчуждаемых активов (имущество, право собственности, на которое может переходить другим лицам).

4. Разработка отдельного закона об антимонопольном ведомстве, с четкой регламентацией его статуса и порядка работы.

5. Сокращение перечня стратегических объектов, не подлежащих приватизации.

6. Разработка четких процедур банкротства для физических и юридических лиц (значительное сокращение сроков судебных, соблюдение баланса между правами должников и кредиторов).

Президент призвал предпринимателей, состоятельных казахстанцев, бизнесменов и деловых людей активно участвовать в легализации капиталов, приватизационных тендерах.

В ближайшие 10 лет необходимо:

- обеспечить ежегодный рост экономики на уровне 5 процентов;

- увеличить экспорт обработанных товаров не менее чем в 2 раза по сравнению с 2015 годом и довести его до 30 миллиардов долларов в год;

- увеличить ежегодный объем инвестиций в экономику более чем на 10 миллиардов долларов, а в целом за 10 лет – не менее чем на 100 миллиардов долларов;

- создать более 660 тысяч новых рабочих мест, увеличить производительность труда в 2 раза.

Такие темпы экономического роста могут быть обеспечены только за счет формирования новых драйверов, обеспечивающих приток экспортных доходов.

Новая инвестиционная политика:

1. Привлечение частных инвестиций с акцентом на транснациональные корпорации:

• формирование благоприятной среды для привлечения «сложных инвестиций»;

• Международный финансовый центр «Астана» станет региональным хабом в сфере исламского финансирования, приват-банкинга и перестрахования;

• Правительству – в трехмесячный срок представить детальный план по улучшению инвестклимата;

• создать Правительственный совет, ориентированный на привлечение инвесторов и улучшение инвестиционного климата;

• создать в регионах советы по привлечению инвестиций для реализации проектов местного значения.

2. Формирование региональных драйверов экономического роста:

• разработать отдельные программы для 6 макрорегионов — Южного, Северного, Центрально-Восточного, Западного, Алматы и Астаны;

• программа поддержки предпринимательства «Дорожная карта бизнеса — 2020» должна стать частью инвестиционных программ макрорегионов;

• предусмотреть меры по повышению мобильности трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы;

• микрорегионы должны объединяться единой транспортной, логистической и коммуникационной архитектурой в рамках программы «Нұрлы жол».

3. Активное освоение экспортных ниш на мировом и региональном рынках. Эффективное использование экономического потенциала близлежащих стран (Китай, Россия, Иран, Монголия, Индия, Пакистан, страны Центральной Азии и Кавказа):

• Правительству – проработать вопросы заключения соглашения о свободной торговле Евразийского экономического союза с ключевыми региональными рынками;

• МИДу – подключить все ресурсы казахстанских загранучреждений к выполнению это задачи.

4. Максимальное развитие системы подготовки технических кадров:

• создать центров по подготовке кадров совместно с Германией, Канадой, Австралией и Сингапуром (модель системы технического и профессионального образования для всей страны);

• развивать компетенции в сфере смарт-технологий, искусственного интеллекта, интеграции киберфизических систем, энергетики будущего, проектирования и инжиниринга;

• построение эффективной научно-инновационной системы. Ее основой будут мощные исследовательские университеты и инновационные кластеры, формируемые на базе хайтек-парка «Астана бизнес кампус» Назарбаев Университета и технопарка «Алатау» в Алматы.

1. Адресная поддержка будет оказываться только нуждающимся гражданам, на основе оценки их реальных доходов и условий жизни.

2. Установка разных величин прожиточного минимума с пересмотром его структуры, учитывая особые потребности отдельных категорий граждан (инвалидов, многодетных семей, пожилых людей).

3. Господдержка тем, кто может трудиться, — только на основе их участия в переобучении или программах занятости.

4. Продолжение модернизации сфер образования и здравоохранения согласно ранее принятым программам.

5. С 2017 года старт нового проекта – «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».

В заключении Президент Н. А. Назарбаев обратился к казахстанцам со словами:

Уважаемые соотечественники!

С начала нового 2016 года заработают новые законы, принятые в рамках Плана Нации. Сегодня я объявил о новых мерах, которые призваны укрепить нашу экономику, государство и общество. На всех нас сегодня лежит огромная ответственность за будущее страны. Впереди нас ждет трудная работа. В реализации всех задач моего Послания народу Казахстана особую роль я отвожу партии «Нұр Отан». Послание должно стать основой действий всех членов партии и программой на ближайшие годы. Надо провести широкую разъяснительную работу, мобилизовать людей, сплотить на выполнение всех поставленных задач. Депутаты от партии должны законодательно обеспечить антикризисные и структурные преобразования. Я призываю все политические партии, общественные объединения, всех граждан проникнуться общей заботой о благополучии нашей Родины, принять активное участие в реализации данного Послания.

Сложный этап, который наступает, будет для нас временем преодоления. Мы обязательно победим новый глобальный кризис. Для этого у нас есть единая воля, прочные традиции единства народа. Мы выведем наш Казахстан на новые рубежи развития!

Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Ежегодное послание Президента Н. Назарбаева к народу Казахстана: «КАЗАХСТАН В НОВОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: РОСТ, РЕФОРМЫ, РАЗВИТИЕ»