Стратегия „Казахстан — 2050“

Сегодня развитие любого государства зависит от способности адекватно и своевременно реагировать на новые вызовы глобализированного мира.

Для решения этой задачи разработана новая Стратегия «Казахстан 2050», которая определяет направление устойчивого долгосрочного развития нашей страны в ХХІ веке.

Основные положения Стратегии «Казахстан — 2050»:

•дальнейшее укрепление государственности;

•переход на новые принципы экономической политики;

•всесторонняя поддержка предпринимательства;

•формирование новой социальной модели;

•создание современных и эффективных систем образования и здравоохранения;

•повышение ответственности, эффективности и функциональности государственного аппарата;

•выстраивание адекватной новым вызовам международной и оборонной политики.

Суть экономической политики Нового курса — всеобъемлющий экономический прагматизм. Страна будет работать как единая корпорация, где решения будут приниматься только с точки зрения экономической целесообразности и развития глобальной конкурентоспособности Казахстана.

1. Модернизация макроэкономической политики государства;

2. Новый подход к развитию инфраструктуры;

3. Модернизация системы управления государственными активами. Денежно-кредитная политика будет переосмыслена с тем, чтобы в приоритетном порядке поддерживать проекты, позволяющие реализовать следующую фазу индустриализации уже с учетом третьей промышленной революции;

4. Внедрение принципиально новой системыуправления природными ресурсами (использованиеприродных ресурсов как важное стратегическое преимущество Казахстана для обеспечения экономического роста, масштабных внешнеполитических и внешнеэкономических договоренностей). Будут созданы наилучшие условия для иностранных инвестиций на всем пространстве Евразии. Максимально ускорится освоение минеральных ресурсов и их экспорт на мировые рынки в обмен на доступ к передовым технологиям и создание новейших производств на территории нашей страны. Казахстан будет форсировать переход на зеленый путь развития;

5. Внедрение плана следующей фазы индустриализации. Через два года завершится первая пятилетка реализации программы форсированной инновационной индустриализации.

6. Масштабная модернизация сельского хозяйства, особенно в условиях растущего глобального спроса на сельхозпродукцию.

7. Новая политикапо использованию водных ресурсов страны.

8. Казахстан, как и прежде, будет активным участником региональной экономической интеграции, которая должна базироваться на принципах взаимной выгоды и совместного решения насущных социально-экономических проблем.

Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики. Отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти, по крайней мере, вдвое.

1. Создание условий для того, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований;

2. Для построения надежного диалога на принципах государственно-частного партнерства необходимо продолжить консолидацию бизнеса, что решает задачу широкого охвата и вовлеченности всех предпринимателей в реализацию этой новой стратегии;

3. Необходимость проведения второй волны широкомасштабной приватизации. Первым шагом на этом пути стал успешный старт Программы «Народное IPO». Это в первую очередь распределение национального богатства в руки народа. Компанией АО «КазТрансОйл» было объявлено о размещении 28 млрд. тенге, при этом уже сейчас заявки практически вдвое превысили предложение.

Новые принципы социальной политики — социальные гарантии и личная ответственность. В рамках новой политики каждому будут гарантированы минимальные социальные стандарты качества жизни, медицинского обслуживания и образования. Социальная безопасность и благополучие наших граждан. Это лучшая гарантия стабильности в обществе. Как показывает мировой опыт, идеальной и универсальной модели социальной политики нет. Также как и нет ни одного общества, где все граждане были бы удовлетворены существующей социальной системой. Решать вопросы социальной безопасности и благополучия граждан – это трудная и очень серьезная задача, которая касается каждого казахстанца. Поэтому здесь должны быть тщательно взвешенные подходы.

1. Государство, особенно в условиях глобального кризиса, должно гарантировать гражданам минимальный социальный стандарт. Главная задача – не допустить роста бедности. Бедность не должна стать социальной перспективой ни для одного казахстанца;

2. Государство должно оказывать социальную поддержку только тем группам, которые в этом нуждаются;

3. Решение проблем социальных дисбалансов в развитии регионов;

4. Модернизация политики обеспечения занятости и оплаты труда.

Приоритеты нашей работы в сфере образования:

1. Повышать уровень функциональной грамотности детей, в целях адаптации подрастающего поколенияк условиям современной жизни;

2. Переходить на новые методы дошкольного образования;

3. Начиная с 2013 года развивать систему инженерного образования и современных технических специальностей с присвоением сертификатов международного образца. Профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах. Во многом, это решит проблему занятости населения;

4. Высшим учебным заведениям наряду с образовательными функциями необходимо создавать и развивать прикладные и научно-исследовательские подразделения, развивать свою научно-исследовательскую деятельность;

5. Создать сеть государственно-частного партнерства для развития системы высшего и среднего образования. Разработать многоступенчатую систему грантов на обучение;

6. Создать по всей стране систему специализированных учебных заведений научно-исследовательского и прикладного образования, учитывающих региональную специализацию.

Ключевые меры для дальнейшегоукрепления государственности и развития казахстанской демократии. Казахстан твердо привержен дальнейшему поступательному развитию демократии, с акцентом на децентрализацию управления, борьбу с коррупцией, обеспечение гендерного равенства.

1. Дальнейшее совершенствование системы государственного планирования и прогнозирования. Усиление ответственности госорганов за разработку планов и программ;

2. Децентрализация управленияи перенос ответственности из центра в регионы, с наделением их необходимыми полномочиями и формированием нового профессионального государственного аппарата, не приемлющего какие-либо проявления коррупции;

3. Формирование профессионального государственного аппарата, для которого, служение народу и государству превыше всего. Качественно улучшить кадровый состав государственной службы через введение усовершенствованных методик отбора и профессиональной подготовки;

4. Построение новой системы взаимодействия государственного аппарата с бизнес-сообществом. Обеспечение не вмешательства в бизнес, а его уверенности в завтрашнем дне. Предприниматели должны рассчитывать свои силы и знать, что государство их не обманет и защитит. От них требуется только честно работать;

5. Государство должно следовать принципу нулевой терпимости к беспорядку;

6. Государство и общество должны единым фронтом выступить против коррупции;

7. Реформа правоохранительных органов и спецслужб.

Внешняя политика Казахстана будет основываться на принципах сбалансированности, последовательности и предсказуемости, продвижении национальных интересов и укреплении региональной и глобальной безопасности.

За годы независимости Казахстан состоялся, как равноправный участник международных процессов и нам удалось создать благоприятные внешние условия. Ближайшая цель – создание Евразийский экономический союз.

Приоритеты модернизации внешней политики:

• Всемерно укреплять региональную и национальную безопасность;

• Активно развивать экономическую и торговую дипломатию;

• Интенсифицировать международное сотрудничество в культурно-гуманитарной, научно-образовательной и других смежных сферах;

• Усилить правовую защиту наших граждан, их личных, семейных, деловых интересов за рубежом.

1. Внешнеполитическое продвижение национальных интересов на сугубо прагматических принципах;

2. Осознание своей ответственности за региональную безопасность и содействие усилиям стабилизациив Центральной Азиии за ее пределами;

3. Поддержка всех прогрессивных международных инициатив, обеспечивающих глобальную безопасность;

4. Укрепление своей обороноспособности и военной доктрины, участие в различных механизмах оборонительного сдерживания: укрепление режима нераспространения ядерного оружия, продвижение принципов межэтнической и межконфессиональной толерантности, противодействие экстремизму и терроризму.

Большое значение в реализации стратегических приоритетов отводится международным партнерам Казахстана. Казахстан всецело рассчитывает на поддержку и сотрудничество по реализации этих задач, что будет способствовать еще большему развитию сотрудничества наших государств и народов.

Новый казахстанский патриотизм – основа успеха многонационального и многоконфессионального общества. Главная цель в этом направлении — сохранение и укрепление общественного согласия. Казахстан должен стать эталоном толерантности и стабильности. Любой этнос, проживающий на территории Казахстана, есть и будет неотъемлемой частью Казахстанской нации. Сохранение светского государства с полным уважением в отношении мировых религий остается главной задачей для нашего общества.

1. Равенство прав граждан всех этносов. Все казахстанцы имеют равные права и равные возможности;

2. Казахский язык и триединство языков. Ответственная языковая политика является одним из главных консолидирующих факторов казахской нации. «Наша задача – развивать государственный язык, активно используя во всех сферах. Мы должны оставить в наследство нашим потомкам современный язык, в котором к опыту многих поколений наших предков был бы гармонично добавлен и наш заметный след. Это задача, которую должен самостоятельно решать каждый уважающий себя человек»;

3. Культура, традиции и самобытность. Традиции и культура – это генетический код нации. Казахам и представителям других народов, проживающим на территории нашей страны, несмотря на все тяготы и невзгоды царизма, революционных потрясений и тоталитаризма, удалось сохранить свою культурную самобытность;

4. Роль национальной интеллигенции. Мы вступаем в такой период развития нашей государственности, когда вопросы духовного будут иметь не меньшее значение, чем вопросы экономического, материального порядка;

5. Религия в Казахстане XXI века.

Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Стратегия „Казахстан — 2050“