Правовой статус Каспийского моря

После распада Советского Союза раздел Каспийского моря долгое время был и до сих пор остается предметом неурегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов каспийского шельфа — нефти и газа, а также биологических ресурсов (рыб осетровых пород в первую очередь). В течение длительного времени шли переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря — Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран — на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами.

Каспийское море представляет собой закрытый внутриконтинентальный водоем, не имеющий естественного соединения с Мировым океаном. Поэтому к нему не должны применяться автоматически нормы и понятия международного морского права (положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 годы).

Действующий сегодня правовой режим Каспия установлен советско-иранскими договорами 1921 и 1940 годов. Эти договоры предусматривают свободу судоходства по всей акватории моря, свободу рыболовства за исключением десятимильных национальных рыболовных зон и запрет на плавание в его акватории судов под флагом некаспийских государств.

В пятистороннем формате с 1996 года функционирует специально созданный механизм — Специальная рабочая группа на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств (СРГ). Несмотря на то, что переговоры по урегулированию правового статуса Каспийского моря продолжаются уже более десяти лет, существуют значительные различия в позициях участников данного процесса.

Для обсуждения вопросов по статусу Каспийского моря было проведено два совещания министров иностранных дел прибрежных государств и организован саммит глав «Каспийской пятерки» (23–24 апреля 2002 года в г. Ашхабаде).

Позиция Республики Казахстан по правовому статусу Каспийского моря заключается в том, чтобы применить к Каспию отдельные положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, касающиеся режимов и ширины различных участков моря.

В целях эффективного обеспечения политических и экономических интересов прибрежных государств Казахстан предлагает установить на Каспии территориальное море (полоса моря, прилегающая к берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства), рыболовную зону и общее водное пространство. Определить в этих зонах соответствующие режимы.

Внешняя граница территориального моря должна являться государственной границей, в пределах которой прибрежное государство будет обладать всей полнотой суверенных прав. Это позволит приобрести дополнительные гарантии безопасности в обеспечении нерушимости границ и территориальной целостности. Установление территориального моря предполагает полный суверенитет прибрежного государства на прилежащую к нему морскую полосу установленной ширины, воздушное пространство над ней, ее дно и недра.

Рыболовство и эксплуатацию биоресурсов Каспия Казахстан считает необходимым осуществлять в соответствующих зонах, а также в открытом море на основе согласованных квот вылова и лицензирования промысла. В этой связи Казахстан настаивает на необходимости выделения в отдельную категорию рыболовной зоны, отсчитываемой от внешней границы территориального моря.

На остальную часть поверхности моря (открытое море) необходимо распространить режим свободы судоходства для торговых судов прибрежных государств. Свободным должно быть и воздушное пространство над открытым морем для полетов по согласованным маршрутам.

Дно и ресурсы Каспия казахстанская сторона считает необходимым разделить между всеми прикаспийскими государствами на зоны, в пределах которых они должны обладать исключительными правами на ведение разведки и разработки природных ресурсов. Предлагается осуществить разграничение дна моря по срединной линии в соответствии с существующей международной методикой и мировой практикой, на основе договоренностей сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных норм международного права.

Внутриконтинентальные каспийские государства (Казахстан, Азербайджан, Туркменистан), в соответствии с международными договорами, должны пользоваться свободой транзита через территории Российской Федерации и Исламской Республики Иран всеми транспортными средствами для доступа к другим морям и Мировому океану. Условия и порядок осуществления свободы транзита между заинтересованными сторонами должны быть урегулированы посредством двусторонних соглашений.

Относительно определения маршрутов прокладки подводных кабелей и трубопроводов Казахстан предлагает реализовывать соответствующие проекты с согласия стороны, через участок дна которой они должны быть проведены. Такая схема согласования представляется наиболее приемлемой и упрощает процедуру принятия решений, связанных с реализацией проектов экспорта углеводородного сырья.

Вопрос разграничения дна северной части Каспийского моря завершен путем подписания 6 июля 1998 года Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о разграничении в целях осуществления суверенных прав на недропользование (Протокол к нему от 13 мая 2002 года). Соглашение и Протокол вступили в силу 16 мая 2003 года.

29 ноября 2001 года подписаны Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря и 27 февраля 2003 года Протокол к Соглашению. Эти документы вступили в силу 18 июля и 30 декабря 2003 года соответственно.

Трехстороннее российско-азербайджано-казахстанское Соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря было заключено 14 мая 2003 года. Данный документ вступил в силу 7 января 2004 года.

4 ноября 2003 года в Тегеране (Иран) представителями пяти прикаспийских стран: Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана была подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря.

Целью Конвенции является «защита морской среды Каспийского моря от загрязнения, включая защиту, сохранение, восстановление, устойчивое и рациональное использование его биологических ресурсов». Конвенция вступила в силу 12 августа 2006 года.

В середине декабря 2011 года в Баку на заседании комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря представители России, Ирана, Азербайджана, Туркменистана и Казахстана договорились, что в 2012 году осетровые в Каспии будут вылавливаться только с целью научных исследований и разведения рыб.

В последние годы к обсуждению правового статуса Каспия подключился и Евросоюз, страны которого заинтересованы в строительстве Транскаспийского газопровода.

Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Правовой статус Каспийского моря