Четыре глобальных кризиса в истории независимого Казахстана

За годы независимости Казахстан прошел ряд сложнейших этапов, страна испытала на себе последствия четырех кризисов. Первый системный кризис СССР, второй азиатский кризис 1998 года, глобальный финансово-экономический кризис 2007–2008 годов и геополитический санкционный кризис, который начался в 2014 году, и будет продолжаться еще несколько лет.

Вместе с тем, история показывает, что каждый раз государство находило пути решения из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Ключевая роль в этом принадлежит президенту Н. А. Назарбаеву.

Кризис 1991–1996 годов. Развал советской системы

Причины: Плановая советская экономика из-за неэффективного руководства и отсутствия нормальной рыночной системы разрушалась на протяжении многих лет. Общее падение союзной экономки в конце 1980-х – начале 1990-х годов превысило 50%. Неэффективными оказались все предложенные программы по спасению экономики: программы Рыжкова-Абалкина (uchebnik-online.com), «500 дней» Явлинского (ru.wikipedia.org), Горбачева (historykratko.com).

Система производственных отношений требовала коренной перестройки, что означало, в первую очередь, смену формы собственности на средства производства. Введение частичных мер, не подкрепленных глубокими комплексными преобразованиями в экономике, привело к усилению спада производства, запуску механизма инфляции и дестабилизации на макроэкономическом уровне. Кризис в экономике бывшего СССР по существу явился основной причиной его политического распада.

Получив независимость, Казахстан не избавился от тяжелого наследия – инфляция достигала 57–58% в месяц, чему способствовала рублевая инвестиция из России и Узбекистана, полная стагнация (состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода времени) производства в условиях разрыва межреспубликанских производственно-хозяйственных связей, сопровождавшаяся кризисом неплатежей и снижением уровня жизни населения.

Ключевая антикризисная программа: В апреле 1992 года президент Казахстана Н. Назарбаев выдвинул Стратегию политического и экономического развития страны до 2005 года. В экономике был провозглашен курс на разгосударствление и приватизацию.

Основные меры:

1. путем разгосударствления и приватизации реформировать государственную советскую экономику в современную рыночную экономику с различными формами собственности. В результате четырех этапов приватизации (малой, массовой, индивидуальной) за 1991–2000 годы новым частным собственникам через коммерческие, инвестиционные, открытые конкурсы за купоны, рубли и тенге было продано 34,5 тыс. объектов государственной собственности на общую сумму 215,4 млрд тенге. Сам процесс приватизации привел к появлению в стране класса частных собственников и свободных предпринимателей. Сам процесс приватизации являлся очень болезненным, так как проходил в условиях жесткой денежно-кредитной политики, и неэффективные предприятия лишались финансовых субсидий.

2. Вышедший из рублевой зоны Казахстан в ноябре 1993 года в срочном порядке, в режиме абсолютной секретности, ввел национальную валюту тенге, и этот момент явился отправным на пути самостоятельного и независимого экономического развития.

3. Важнейшим направлением стало привлечение иностранных инвестиций. В результате к 1996 году Казахстан стал лидером на постсоветском пространстве по привлечению прямых иностранных вложений.

Достигнутый результат: За четыре года благодаря антикризисным мерам был остановлен критический спад производства. Уровень инфляции снизился с 10% в декабре 1994 года до 1,6% в декабре 1995 года, среднемесячный темп инфляции сократился за год с 23,5% до 4%. Резкое снижение инфляции позволило не только остановить сокращение реальной заработной платы в народном хозяйстве, но и добиться ее прироста на 3–5% к уровню прошлого года.

Впервые в 1997 году был зафиксирован рост ВВП на 2%, а объем промышленного производства – на 4%. При этом 79% объема промышленной продукции выпускалось в частных предприятиях.

Таким образом, в 1994–1997 годах сформировался уникальный рыночный механизм с одновременной прямой государственной поддержкой основных социальных отраслей и показателей. Именно в это время правительство под непосредственным контролем президента в оперативном порядке решало проблемы своевременных выплат заработной платы, пенсий и пособий.

В государственном бюджете увеличились расходы на содержание социальных отраслей. В конце 1996 года появилась возможность для создания общенационального фонда по поддержке малообеспеченных граждан.

Кризис 1997–1998 годов. Падение азиатского рынка

Причина: Экономический кризис в Юго-Восточной Азии, который разразился в июле 1997 года, стал самым серьезным потрясением мировой экономики. Подоплекой стал чрезвычайно быстрый рост экономик «четырех азиатских тигров» (неофициальное название экономик Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня, демонстрировавших очень высокие темпы экономического развития с начала 60-х до финансового кризиса 90-х годов XX века), который способствовал массивному притоку капитала в эти страны, росту государственного и корпоративного долга, перегреву экономики (ситуация, при которой темпы экономического роста приобретают взрывной неподконтрольный характер и, поглотив все ресурсы частного и государственного сектора, заканчивается спадом) и буму на рынке недвижимости. Кризисные явления в экономиках Юго-Восточной и Восточной Азии нарастали в течение длительного времени. По соотношению ВВП и объема внешних заимствований первым кандидатом на банкротство в мае-июне 1997 года стал Таиланд. Затем кризис перекинулся на экономики Индонезии, Малайзии и Южной Кореи. В меньшей степени пострадали от кризиса Япония, Гонконг, Лаос, Филиппины, Китай, Индия и Вьетнам. Среди «азиатских тигров» меньше других были затронуты кризисом Сингапур и Тайвань. Для всех названных экономик в течение 1997—1998 гг. были характерны падение курса национальной валюты, рост инфляции, увеличение объема корпоративного долга, громкие банкротства корпораций. Кризисные последствия быстро распространились по всему миру. Американские, европейские и японские транснациональные корпорации потеряли миллиарды долларов.

Отток капитала и падение цен на сырьевые товары способствовали возникновению российского экономического кризиса 1998 года. Неоднократное падение курса рубля по отношению к доллару США при сохранении действующих рублевых цен закономерно привело к резкому удешевлению российских товаров на рынке Казахстана. В целях поддержки казахстанских товаропроизводителей государство попыталось сначала ограничить импорт, а затем пошло на девальвацию тенге. В это время по всему миру происходит падение цен на нефть до девяти долларов за баррель. Снижение мировых цен на основные экспортные товары Казахстана привело к падению ВВП государства на 2,5%, а уровень инфляции вновь начал расти и достиг 117%.

Ключевая антикризисная программа: Исходя из анализа текущей ситуации на азиатских рынках, президент Назарбаев уже в начале 1997 года выдвинул прогрессивную Стратегию развития Казахстана до 2030 года. Помимо общеполитических задач, программа носила практические антикризисные меры, которые сконцентрировались в поручениях правительству на 1998 год.

Основные меры:

1. Правительству было поручено обеспечить полную и своевременную выплату пенсий, пособий и заработной платы в бюджетных организациях;

2. Выдать в течение года микрокредиты в сумме, эквивалентной 400 долларам, сроком на 3 года не менее чем 30 тыс. наименее обеспеченным гражданам для создания рабочих мест в первую очередь на селе;

3. Обеспечить выдачу кредитов на развитие малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств, создание рабочих мест на сумму не менее чем в 100 млн долларов США;

4. Обеспечить удешевление кредитов для крестьянских и фермерских хозяйств не менее чем на 2,5 млрд тенге;

5. Приступить к началу реализации программы жилищного строительства, выделив на эти цели не менее 40 млн долларов США.

Одновременно с этим шла третья волна приватизации, продолжался активный поиск инвесторов. В феврале 1997 года был принят закон «О государственной поддержке прямых инвестиций». Для осуществления поддержки прямых инвестиций на территории Казахстана был создан Комитет по поддержке прямых инвестиций. Закон предоставлял инвесторам особые льготы и преференции: государственные гранты; освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество на срок до пяти лет с момента заключения контракта; освобождение от уплаты подоходного налога на срок до пяти лет с момента получения облагаемого дохода; полное или частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами импорта оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации инвестиционного проекта. Также в 1998 году в Казахстане был создан Совет иностранных инвесторов при президенте Республики Казахстан.

В 1999 году, когда волна азиатского кризиса докатилась до Казахстана, Национальный банк временно отпустил тенге в свободное плавание. Вместе с этим, был осуществлен ряд компенсационных мер:

— вкладчикам банков, не изымавшим свои депозиты в тенге в течение девяти месяцев после введения свободно плавающего курса тенге, была предоставлена возможность их полной конвертации в доллары США по курсу, действовавшему до девальвации;

- Министерством финансов были выпущены специальные валютные облигации номинальной стоимостью 100 долларов США со сроком обращения пять лет для защиты пенсионных активов накопительных пенсионных фондов.

Достигнутый результат: Благодаря принятым мерам удалось обезопасить функционирование банковской системы. Курс валюты стабилизировался, возобновился рост производства, восстановились конкурентные позиции казахстанского экспорта. Уже к концу 1998 года инфляцию удалось снизить до 7,3%. В 1998 году уровень экспорта составил 6,012 млрд долларов.

В экономике произошли положительные перемены. Если в 1998 году экономический спад составлял 1,9%, то в 1999 году эксперты констатировали экономический рост в 2,7%. В 2000 году по сравнению с 1999 годом ВВП Казахстана увеличился на 8%, а в следующем – уже на 13,1%. Предпринимательство обеспечило работой более 6,2 млн человек. Выросли доходы населения. Новым экономическим центром страны стала Астана. Кризис 1998 года способствовал увеличению внешнеэкономических партнеров Казахстана.

Вначале 2000-х годов произошел коренной переворот в проведении социальной политики, которая стала осуществляться в условиях стабилизации и развития экономики. В 2001 году был принят закон «О государственной социальной помощи», разработана Программа по борьбе с безработицей, создан Национальный фонд. Тогда же была изменена система пенсионного обеспечения. Только за период с 1994 по 2004 год в среднем денежные доходы казахстанцев выросли в пять раз; почти в шесть раз увеличилась среднемесячная зарплата, в 25 раз выросла минимальная заработная плата, среднемесячный размер пенсии увеличился в 4,6 раза, депозиты физических лиц в банках и объем вкладов на одного жителя возросли в 35 и 37 раз соответственно.

Таким образом, Казахстан успешно преодолел системный кризис 1990-х годов и уверенно вступил на путь поступательного развития. Принятые государством антикризисные меры – грамотная инвестиционная политика, подготовка и проведение свободно плавающего курса тенге с оказанием мер по своевременной помощи населению, мероприятия в нефтяной отрасли – в конечном итоге способствовали процессу стабилизации экономики Казахстана.

Кризис 2008–2009 годов. Крах американской ипотечной структуры

Причина: Третий истории Республики Казахстан глобальный кризис начался 15 сентября 2008 года, после того как крупный инвестиционный банк Lehman Brothers (США) обратился в суд с заявлением о банкротстве и просьбой защитить его от кредиторов. Начавшийся в США финансовый кризис по масштабам и последствиям сопоставим лишь с Великой депрессией 1930-х годов. В 2009 году мировой ВВП впервые со времен Второй мировой войны показал отрицательную динамику.

Последствия мирового финансового кризиса ощутили и в Казахстане. Долгосрочные кредиты закончились во всем мире, глобальная экономика забарахлила, банки и бизнес не могли получить средства для дальнейшего оборота.

Для Казахстана наступивший кризис стал максимально несвоевременным. В новый 2008 год страна вступила на гребне экономических успехов. Темпы роста экономики в 2007 году составили 8,5% — впечатляющие цифры для всего мира. Выросли и золотовалютные резервы страны, которые составили 40 млрд долларов. Как следствие высоких цен на нефть, которые в 2008 году достигли исторического максимума 140 долларов за баррель нефти, тенге стал оказывать давление на доллар. Курс стабильно держался на уровне 119 тенге за доллар. И поэтому кризис хоть и не застал государство врасплох, но оставил очень неприятный осадок именно с точки зрения того, что не дал Казахстану выйти на пик своего расцвета в рекордно короткие сроки.

Ключевая антикризисная программа: Ответом Казахстана на вызовы мирового финансового кризиса было сразу несколько масштабных программ, крупнейшими из которых стали «Пять больших дел» (стоимостью 14 млрд тенге, или более 16% ВВП страны) и «Дорожная карта». Они были максимально завязаны на решении социальных проблем и потому приобрели всенародную поддержку.

Основные меры:

1. Были выделены средства для покупки у системообразующих банков 25% голосующих акций. Таким образом, государство разделило риски с финансовым сектором страны. В феврале 2009 года были осуществлены выкупы 78% акций БТА Банка и 76% акций Альянс Банка, которые не могли самостоятельно возвращать своим вкладчикам деньги.

2. Было принято решение поддержать другие отрасли экономики: аграрный сектор, малый и средний бизнес, строительство и модернизацию инфраструктуры, а также меры по стабилизации рынка недвижимости.

3. Концентрация активов. В 2008 году появился фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». В его задачу входило содействие в модернизации и диверсификации экономики, а также ее стабилизации. Таким образом, фонд наряду с правительством выступил в роли оператора антикризисных программ.

4. Была запущена программа «Дорожная карта», по которой на фоне разрастающегося в мире кризиса работу получили сразу 400 тыс. казахстанцев.

5. Впервые на решение социальных задач использовались активы Национального фонда, который формируется из доходов сырьевых компаний. За I квартал 2009 года его активы уменьшились почти на 20%. Это позволило населению практически безболезненно пережить последствия кризиса.

Достигнутый результат: Оперативное вмешательство руководства страны позволило закончить 2009 год положительно. Рост ВВП, несмотря на всеобщее падение в мире, составил 1,1%. Эффективность государственных мер вселила оптимизм в инвесторов, и уже в 2010 году Казахстан запустил еще более полномасштабную программу форсированного индустриально-инновационного развития. К концу 2008 года размер ВВП на душу населения вырос по сравнению с 2000 годом почти в семь раз. Реальный ВВП увеличился вдвое. За период 2006–2009 годов общая сумма поступлений в бюджет составила 12,8 трлн тенге, в том числе налоговых поступлений – на 9,6 трлн.

По привлечению прямых иностранных инвестиций на душу населения к 2009 году Казахстан вошел в первую тройку государств мира. Причем этот статус, наравне с Катаром и Китаем, наша страна удерживала все последние годы. Именно в этот период вновь проявился социальный принцип построения государства. К примеру, началась реализация программы «100 школ, 100 больниц», по которой, было построено уже более 1000 образовательных и порядка 1000 медицинских учреждений.

Кризис 2014-… годов. Торможение развивающихся рынков

Причина: По мнению многих экспертов, нынешние экономические передряги являются лишь очередным витком кризиса 2008–2009 годов. И все ведущие государства мира обязаны теперь пройти через болезненный последний этап – девальвации валют, смену монетарной (денежно-кредитной) политики, проведение масштабных реформ.

Причиной очередной международной нестабильности является торможение развивающихся экономик Китая, России, Бразилии, ЮАР и других. Это влечет за собой падение цен на основные энергоресурсы и увеличение общих панических настроений на мировых биржах. Рынки находятся в режиме ожидания, все ведущие инвесторы боятся вкладывать в новые проекты и выводят свои активы из развивающихся стран, предпочитая вкладывать деньги в менее прибыльные, но более стабильные проекты на Западе. Ситуацию усугубляет развязавшаяся война в Сирии, в которую уже вовлечены практически все ведущие страны, а также санкционное противостояние России, США и Европы.

Ключевая антикризисная программа: Президент Н. Назарбаев выдвинул сразу две масштабные антикризисные программы. В ноябре 2014 года была предложена новая экономическая политика «Нұрлы жол», основанная на инфраструктурных инициативах. Затем представлен План нации Пять институциональных реформ и «100 конкретных шагов» по их реализации.

Основные меры:

1. В рамках программы «Нұрлы жол» из Национального фонда был выделен 1 трлн тенге на поддержку экономического роста и занятости населения. 100 млрд тенге получила сфера льготного кредитования малого и среднего бизнеса, а также крупное предпринимательство. Это обеспечило реализацию проектов в пищевой и химической промышленности, машиностроении, а также в сфере услуг.

Для оздоровления банковского сектора и выкупа плохих кредитов дополнительно капитализировался на 250 млрд тенге Фонд проблемных кредитов. Также значительные средства были направлены на строительство и реконструкцию новых дорог, специальных экономических зон «Хоргос – Восточные ворота» и индустриальных нефтехимических технопарков в Атырау и Таразе, возведение комплекса ЭКСПО-2017, модернизацию энергетической инфраструктуры, строительства социального жилья.

Общий инвестиционный портфель проектов «Нұрлы жол» составил 6 трлн тенге.

2. В Плане нации «100 конкретных шагов» основная антикризисная экономическая папка заложена в третьей реформе – «Индустриализация и экономический рост».

По ней состоится:

введение в рыночный оборот земель сельхозназначения с целью их эффективного использования;

внедрится принцип «единого окна» при прохождении таможенных процедур экспортерами и импортерами;

получат развитие системы электронного декларирования;

упростятся процедуры легализации имущества и денежных средств;

оптимизируется процесс получения разрешений;

осуществится поэтапный отказ от государственной монополии на проведение экспертизы предпроектной и проектно-сметной документации;

повсюду будут внедряться стандарты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);

укрепится институт бизнес-омбудсмена для защиты интересов предпринимателей;

будет создан международный финансовый центр «Астана» (AIFC) на базе инфраструктуры ЭКСПО-2017 и другие меры.

Ожидаемый результат: Поскольку программы только запущены, соответствующие законы разрабатываются и подписываются, нельзя говорить об итоговых результатах. Тем не менее, уже сейчас видно, что государство контролирует ситуацию, стабилизировало рынки, модернизировало социальную сферу и трансформируется под вызовы глобальных перемен. Однако, в отличие от предыдущих антикризисных программ, в этом случае в ближайшие десятилетия можно ожидать не просто стабилизации, а качественно нового рывка Казахстана в экономическом плане. Недаром президент Н. Назарбаев поставил масштабную задачу по вхождению в число 30 наиболее развитых стран мира. И поскольку все кризисы цикличны, а государство еще ни разу не подводило свой народ даже в самых тяжелых ситуациях, уверенность в завтрашнем дне – главный тренд казахстанского общества в XXI веке.

___________________________________________________

По статье А. Галиева «Четыре глобальных кризиса в истории независимого Казахстана Как Казахстан преодолевал крупнейшие мировые финансовые потрясения?»

Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Четыре глобальных кризиса в истории независимого Казахстана