Казахстан 2030. Стратегия развития Казахстана до 2030 г.: проблемы и пути их реализации
В 1997 г. была обнародована Стратегическая программа развития страны «Казахстан-2030». Эта широкомасштабная программа — документ огромного исторического и политического значения. В стратегии заложен путь принципиально нового самостоятельного национального развития Казахстана как независимого государства. В ней учтены особенности и внешние факторы развития страны.
В программе были утверждены семь долгосрочных приоритетов страны до 2030 г.:
1. Национальная безопасность. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.
Для обеспечения своей независимости и территориальной целостности Казахстан должен быть сильным государством и иметь надежные и дружественные отношения с соседями.
Развитие и укрепление доверительных и равноправных отношений ближайшими и исторически дружественными соседями — Россией и Китаем. Усиление связей и интеграционных процессов с центрально-азиатскими государствами. Укрепление отношений со странами Ближнего и Среднего Востока.
Усиление связей с главными демократическими, индустриально развитыми государствами, включая США. Эти страны начинают осознавать, что создание независимого и процветающего Казахстана отвечает их национальным интересам.
Всемерное использование помощи и содействия международных институтов и форумов, таких, как ООН, МВФ, Всемирный банк, Азиатский, Европейский и Исламский банки развития, что обеспечит поддержку Казахстану со стороны международного сообщества.
Освоение богатых природных ресурсов, которые могут стать надежной основой для защиты национального суверенитета и территориальной целостности страны.
Развитие у всех граждан Казахстана чувства патриотизма и любви к своей стране. Мы должны продемонстрировать миру свое единство и волю к независимости, гражданственность и патриотизм, чтобы любой обладатель силы, имеющий недобрые по отношению к нам намерения, заранее знал, что попытки или угрозы их применения натолкнутся на сопротивление.
Строительство и модернизация Вооруженных Сил, повышение уровня их профессиональной подготовки и боеготовности, оснащению современными средствами вооружения.
Сильная демографическая и миграционная политика.
2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетий.
Для выполнения этого приоритета стратегия имеет следующие компоненты:
- Гарантия развития единой гражданственности, основанная на равенстве возможностей для всех граждан страны.
- Обеспечение устранения причин этнических разногласий, равенство прав всех этнических групп.
- Уменьшение в обществе разницы между имущими и неимущими, постоянное внимание проблемам села.
- Неуклонное решение социальных проблем, которые возникают в переходный и последующий периоды.
- Более энергичное строительство богатого Казахстана, обеспечивающего как политическую стабильность, так и консолидацию общества в долгосрочной перспективе.
- Развитие всех форм общения и коммуникационных связей между людьми.
- Укрепление взаимоуважения, терпимости и доверительных отношений между различными конфессиями.
- Факторы, которые нас объединяют: наша земля в ее границах; наши родители, которые ее обустраивали; наша общая история, в которой мы совместно испытывали горечь неудач и делились радостью достижений; наши дети, которым на этой земле вместе жить и работать.
- Стремление сделать жизнь наших детей лучше — это реальная платформа для единства и консолидации во имя этих конкретных целей.
3. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Стратегия здорового экономического роста основывается на сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечении значительных иностранных инвестиций. Она строится на 10 основных принципах:
- Ограниченное вмешательство государства в экономику при его активной роли. Стратегия решения этих проблем: устранить еще имеющееся административное вмешательство правительства в торговлю и производство; завершить процесс приватизации, включая недвижимость, оставшиеся мелкие и средние предприятия и агропромышленный комплекс; разумно организовать и упростить центральное правительство и местные органы власти, серьезно переосмыслив их роль, полномочия и ответственность; энергично продолжить реформу судебной власти и правоохранительных органов; установить абсолютное верховенство закона и защитить законопослушных граждан от преступности. Напротив, применить всю силу власти и закона к тем, кто обеспечивает себе безбедное существование противозаконным путем.
- Экономическая стратегия заключается в достижении стабилизации макроэкономики, что означает сокращение дефицита государственного бюджета и последовательное про ведение жесткой монетарной и кредитной политики. Чтобы стать первым Азиатским Барсом, в числе приоритетов должно быть использование лучшего международного опыта в области макроэкономических показателей: низкая инфляция; дефицит бюджета; сильная национальная валюта; высокая норма накопления.
- Реальный сектор экономики, его оздоровление, рост и сильная социальная политика, но в условиях жестких фискальных и монетарных ограничений;
- Либерализация цен;
- Институты частной собственности будут укрепляться за счет собственности на землю, а также создания такой юридической системы, которая защищает права собственности и выполнение контрактов;
- Приватизация предприятий;
- Построение открытой экономики и свободной торговли диктуется положением связующего звена между многочисленными крупными рынками;
- Разработка энергетических и других природных ресурсов. Ее цель — получение доходов от экспорта, которые будут способствовать не только экономическому росту, но и политической стабильности страны, а также обеспечению национальной безопасности;
- Защита иностранных инвестиций и возможности репатриации прибыли. Существует несколько секторов экономики: разработка природных ресурсов; инфраструктура; коммуникации; информация.
- Необходимость формулирования индустриальной технологической стратегии для Казахстана продиктована мировым опытом. Устойчивый рост поможет обеспечить диверсификация производства. Казахстан в глазах мирового сообщества должен быть представлен как привлекательное место для инвестиций, активно привлекать инвесторов в наиболее важные отрасли.
На первых порах, до 2010 г., необходимо сосредоточиться на трудоемких отраслях, которые перспективны с позиции их возможностей и конкурентоспособности, это: сельское хозяйство; лесная и лесоперерабатывающая промышленность; легкая и пищевая промышленность; туризм; жилищное строительство; создание инфраструктуры.
4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду.
Экономический рост сам по себе не сможет гарантировать благополучия наших граждан. Наша стратегия в реализации этой цели состоит из следующих компонентов:
- Предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни;
- Борьба с наркоманией и наркобизнесом;
- Сокращение потребления алкоголя и табака;
- Улучшение здоровья женщин и детей;
- Улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии.
5. Энергетические ресурсы. Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.
Стратегия использования энергетических ресурсов включает в себя следующие элементы:
- Заключение долгосрочных партнерских отношений с главными международными нефтяными компаниями для привлечения лучших международных технологий, ноу-хау и крупного капитала;
- Создание системы трубопроводов для экспорта нефти и газа;
- Привлечение интересов крупных стран мирового сообщества к Казахстану и его роли в качестве мирового поставщика топлива;
- С привлечением иностранных инвестиций форсированное создание и развитие внутренней энергетической инфраструктуры;
- Крайне рачительное использование будущих доходов от этих ресурсов.
6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту.
Железнодорожный транспорт. С учетом значительной территории и сырьевой направленности экономики основной объем грузовых перевозок в Казахстане будет осуществляться железной дорогой. Для реализации стратегических задач, стоящих перед этим видом транспорта, нужно в качестве приоритетов определить следующее:
- Модернизировать основные направления железных дорог, обеспечивающие международные транспортные и торговые связи, а также транзитные потоки грузов по маршруту Трансазиатской магистрали;
- Завершить развитие станции «Дружба» и усиление участка «Дружба» — Актогай с доведением пропускной способности до 10 млн. тонн грузов в год;
- Приступить к организации мультимодульных терминалов в грузообразующих районах, тем самым начать применение контейнерных и пакетных перевозок, обеспечивающих технологическое единство различных видов транспорта;
- Осуществить решительную реструктуризацию всех транспортно-коммуникационных монополий, очистив их от непрофильных предприятий.
Автомобильные дороги и автотранспорт.
- Развивать автомобильные дороги на направлениях, обеспечивающих международные перевозки, с созданием скоростных участков. Начать работу по строительству частных автомагистралей, приватизации и сдаче в концессию существующих. Обеспечить их сервисное обслуживание на уровне современных международных требований;
- В приоритетном порядке развивать сеть автодорог в сельской местности и в долгосрочной перспективе добиться перевода их на твердое покрытие. Улучшить пропускную способность автомагистралей и мостовых конструкций.
Воздушный транспорт.
- Навести порядок в авиации и пополнить самолетный парк за счет лизинга и закупки определенного количества самолетов высокого класса;
- Начать реконструкцию аэропортов; уровень обслуживания и обеспечения сервиса довести до международных стандартов;
- Реорганизовать системы управления воздушным движением в целях развития транзитных авиалиний через Казахстан.
Водный транспорт.
- Реконструировать порт «Актау» и привлечь иностранные инвестиции для пополнения флота судами «река-море»;
- Оживить и включить в работу речные пароходства, особенно суда с низкой себестоимостью грузовых и пассажирских перевозок.
Связь и сети телекоммуникаций.
- Создания независимой и эффективной системы телекоммуникационных услуг, конкурентоспособной в будущем с аналогичными инфраструктурами развитых стран мира;
- Предоставление услуг связи отдаленным и слаборазвитым районам. Например, транслировать региональные обучающие программы для детей и молодежи, с минимальной себестоимостью.
7. Профессиональное государство. Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей. Основные задачи:
- Создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики;
- Сформировать правительство, способное реализовать приоритетные цели;
- Построить государство, стоящее на страже национальных интересов.
Основные принципы стратегии, на основе которой будут окончательно сформированы правительство и местная власть, заключаются в следующем:
- Компактное и профессиональное правительство, сконцентрированное на выполнении лишь нескольких наиболее важных функций;
- Работа по про граммам действий на основе стратегий;
- Четко налаженная межведомственная координация;
- Повышение полномочий и ответственности министров, их подотчетность и стратегический контроль за их деятельностью;
- Децентрализация внутри министерств, от центра к регионам и от государства в частный сектор;
- Решительная и беспощадная борьба с коррупцией;
- Улучшение системы найма, подготовки и продвижения кадров.
Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев определил 8 внутренних сильных сторон казахстанского общества, которые служат благоприятной почвой для реализации Стратегии-2030:
- Обретенная независимость государства, его атрибуты и символы;
- Окончательный разрыв со старой политико-экономической системой;
- Наличие новой политико-экономической системы: изменились люди, которые привыкли или привыкают к качественной системе ценностей и к новому типу человеческих отношений. Идет замена государственно-коллективного мировоззрения на частно-индивидуалистическое;
- Человеческие ресурсы — это высокообразованное население с высоким уровнем научного и творческого потенциала;
- Богатые природные ресурсы Казахстана;
- Огромный сельскохозяйственный земельный фонд;
- Сохранение политической стабильности и единства общества;
- Толерантность и терпимость казахстанцев, их радушие и приветливость, что отмечается всеми иностранцами.
Возможности внешней политики Республики Казахстан:
- Выгодное географическое, геополитическое и геоэкономическое положение страны на перекрестке дорог в евро-азиатском регионе;
- Поддержка со стороны иностранных государств и донорских организаций трудных процессов строительства государства и проведения реформ предоставляет дополнительные возможности;
- Процесс глобализации и научно-технического прогресса, особенно в развитии новых информационных и телекоммуникационных технологий, представляет уникальные возможности для большой, но малонаселенной страны.
Негативные черты развития общества:
- Менталитет (образ мышления), сформированный несколькими поколения ми людей, которые воспитывались в духе коммунистических принципов;
- Ухудшение социальной ситуации из-за распада единой экономической системы СССР и снижении объема производства;
- Экономический спад, ликвидация уравниловки и создание функционирующего рынка труда привели к появлению большого различия между богатыми и бедными;
- Медленное увеличение национальных сбережений и накопление капитала;
- Проблемы бедности и безработицы;
- Демографическая депопуляция (снижение темпов роста населения) и сокращение населения;
- Недостаточно подготовленное и плохо организованное государственное управление;
- Неполнота и нестабильность нашего законодательства.